Классный руководитель – это не работа, это образ жизни.
К основным функциям классного руководителя относятся:
- Организация деятельности классного коллектива.
- Организация учебной работы классного коллектива.
- Организация внеучебной жизни класса.
- Изучение личности школьников.
- Социальная защита школьников.
- Работа с родителями.
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
- Ведет журнал. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.
- Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, помогает учащимся выбрать учеников класса в Совет учащихся, организует коллективное творчество, помогает в работе старшего дежурного.
- Организует дежурство по классу, лицею, столовой.
- Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.
- Заботится о внешнем виде воспитанников.
- Организует питание.
- Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного и платного питания.
- Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины.
- Создает обстановку, благоприятствующую учебе. Координирует деятельность учителей, работающих в классе. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.
- Создает особые условия для развития наиболее одаренных детей, развития их познавательных интересов, расширения их кругозора (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок и т. д.).
- Создает благоприятный микроклимат в классе, формирует благожелательные межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
- Организует творческие дела в классе.
- Организует охрану и укрепление здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультуру, спортивную работу.
- Помогает деятельности различных детских общественных организаций.
- Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом.
- Изучает личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей. Работает с характеристиками учащихся.
- Помогает учащимся в выборе профессии.
- Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе.
- Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска».
- Проводит тематические родительские собрания не реже одного раза в четверть.
- Изучает условия воспитания в семье. Работает с родителями индивидуально. Привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса. Влияет на общение ребят с родителями.
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
- Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимые учителями-предметниками в классе.
- Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки.
- Поощрять учащихся в порядке, установленном Уставом лицея и Правилами внутреннего распорядка.
- Требовать от учителей-предметников информацию об организации доплнительного учебно-воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.
Документация классного руководителя
· Анализ и план воспитательной работы с классом на учебный год;
· тетрадь (папка) классного руководителя;
· протоколы заседаний родительского комитета и родительских собраний, материалы для их подготовки; o план-сетка работы на каждую четверть.
Заповеди классного руководителя
- НИКОГДА НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ.
- Любить детей.
- Стараться как можно больше хорошего знать о детях.
- Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают.
- Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям.
- В беде и в радости ваш дом их дом.
- Уметь прощать.
- Уметь смотреть, видеть и слушать и слышать.
- Уметь помочь так, чтобы твоя помощь не была рекламно-нарочитой.
- Уметь терпеть и ждать.
- Уметь вести детей по тоненькой тропиночке успеха.
- Искать и находить подход к каждому.
- Быть интересным человеком, собеседником, человеком, с которым и помолчать приятно.
- Уметь требовать любя и любить требуя.
- Уметь быть заводилой и подниматься до уровня детских интересов и пристрастий.
- Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово.
- Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, с чертом, дьяволом, если это нужно ребенку.
- Уметь делать своим ученикам замечательные подарки.
- Уметь любую работу делать вместе с учениками.
- Быть доброй и помнить, что кусочек черного хлеба порой важнее, чем шуба с барского плеча.
- Уметь быть ласковой со всеми детьми.
- Никогда не выпендриваться.
- Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно.
- Быть для них неожиданными в речениях, одежде, поступках.
- Уметь душой почувствовать, когда нужно прийти к ученику домой.
- Никогда не жаловаться на детей.
- Придумывать все с ними, а не за них.
- Петь под их гитару.
- Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других.
- Не изображать из себя безгрешную мумию.
- Никогда не забывать хвалить детей за дело.
- Придумать множество самых разнообразных форм поощрения.
- Никогда не сравнивать детей.
- У вас не должно быть любимчиков.
- Искать у каждого ребенка его главные достоинства и старайтесь развивать их.
Методические рекомендации, памятки, буклеты профилактической направленности для детей и их родителей
Методические рекомендации по пропаганде правил безопасности людей на воде в осенне-зимний период
Ответственность родителей за поведение детей на дороге