Суров и строг первый месяц года, никому не дает спуску. От лютых морозов трещат в лесу деревья, метели заметают звериную тропу и санный след, в деревнях тонкие дымки печных труб поднимаются в звенящее от стужи небо. Звери прячутся в норах, забираются поглубже в снег, лоси собираются вместе и жмутся друг к другу. Но не все замирает в лесу: в январе начинается брачная пора у кабанов и волков. Далеко над бескрайними полями разносится леденящий душу волчий вой. Один «певец» начинает, и тут же ему отвечает другой, потом третий, и наконец их голоса сливаются в одну бесконечную жалобную, жуткую песню. Во время такого «концерта» люди стремятся поближе к огню, теплу, свету, и горе тому, кого ночь застанет в пути. Только быстрота ног коня да еще, пожалуй, ружье могут спасти от охотящейся волчьей стаи.
Ну, а что такое январь для нас с вами, людей, живущих в теплых домах и вряд ли когда-либо слышавших волчий вой? Конечно, это Новый год — один из самых любимых наших праздников! Всегда ли новый год начинался в январе? Оказывается, нет.
Древние славяне начинали год с 21 марта, когда пробуждалась весной природа. После принятия христианства празднование нового года перенесли на 1 марта, а при Иване III первым месяцем года стали считать сентябрь. Европа в это время уже давно (с 46 г. до н.э.) жила по юлианскому календарю, названному так в честь прославленного полководца и правителя Юлия Цезаря, который и осуществил эту реформу. В календаре было 12 месяцев, и новый год начинался с января.
На Руси со всей этой путаницей покончил Петр I, который, как известно, стремился, чтобы Россия стала европейским государством. И вот царь издает Указ о календаре, и с 1700 года Новый год начали отмечать с 1 января. В ту далекую полночь Петр сам поджег на Красной площади первую новогоднюю ракету, дав этим сигнал к открытию праздника и утверждению нового обычая. В новогоднюю ночь на улицах жгли костры и плясали вокруг них, призывая солнце согреть скованную снегами и морозами землю.
И все-таки праздничным январь стал гораздо раньше, ведь на него приходились Святки, две недели, начинающиеся с Рождественского сочельника (6 января) и заканчивающиеся Крещением (19 января). Святочное время было насыщено таинственными магическими обрядами, приметами и поверьями. Этот период — своеобразный переход между старым и новым хозяйственным годом, поэтому люди приносили в дома свежую воду, и умывались ею, чтобы быть здоровыми в новом году. С надеждой на хороший урожай они ставили в красный угол (тот, где висели иконы) первый сноп, который хранился с осени. Не забывали и домашних животных: кур кормили кутьей, предварительно окружив их поясом, чтобы они не уходили со двора, а коров-кормилиц угощали обрядовым хлебом и... поздравляли с праздником.
По приметам крестьяне пытались определить погоду в будущем году, угадать, каким будет урожай, а значит и достаток в доме. Считалось, что с Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима — на мороз; что на Новый год день прибывает «на куриный шаг»; что первый день нового года — это «году начало, зиме середка».
Все время Святок люди наблюдали за природными явлениями, потому что верили: если на Святки много звезд на небе или часто идет снег и на деревьях много инея, то год будет урожайным.
Хозяйственные заботы не покидали крестьян даже тогда, когда до полевых работ было еще далеко. Ну, а для молодежи Святки — это веселье. В это время молодые девушки обязательно гадали на суженого. Считалось, что с Рождества до Крещения по земле разгуливает нечистая сила, а в первый день Святок души умерших приходят с того света. Именно незримое присутствие духов среди живых людей помогало заглянуть в будущее.
Девушки собирались вместе и ходили «слушать» на перекрестки, к проруби, к колодцу, выходили на порог дома: лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду или смерть, музыка — свадьбу, топот коня или скрип телеги — дальнюю дорогу. А если по дороге шел прохожий, у него обязательно спрашивали имя — считалось, что так будут звать будущего жениха. Дома бросали разные предметы и по тому, как они упадут, определяли, что может случиться в будущем. Например, башмак, упавший носом к порогу, предвещал замужество; серп, упавший острием к человеку, — здоровье и т. д. Затем начинались «подблюдные гадания», сопровождающиеся специальными обрядовыми песнями, которые тоже назывались «подблюдными». Под большое блюдо клали различные предметы: хлеб, уголь, золу, землю, кольцо, венок и т, д., — затем, не глядя, по очереди вытаскивали первое, что попадалось в руку. Каждый предмет означал какое-нибудь событие, ожидающееся в будущем. Радовались девушки, которым досталось кольцо или венок — не за горами замужество. Хлеб сулил удачу и богатство, а вот у тех, кто вытащил горсть золы (символ болезни и печали) или, что еще хуже, землю (символ смерти), в страхе сжималось сердце.
Под Новый год по старинному обычаю во многих деревнях славили соху и плуг — основные орудия пахотных работ. Их торжественно носили по избам и воспевали. Перед Новогодьем устраивали «щедрый вечер», «щедрование», «щедров-ки». Хозяйки наготавливали различной снеди, чтобы можно было угостить всех приходящих соседей и знакомых: щедрый стол должен был, по поверью, обеспечить хозяину круглогодовой достаток.
Приглашая гостей, приговаривали: «Гость-гостенек, взойди на порог!», «Перед гостем и грибы, и разносол, и варево из печи на стол мечи!», «Сосед к соседу идет на беседу».
Неизменными участниками январских праздников были дети. Они ходили по деревне, распевая колядки, колядовали. Название этого древнего обряда произошло от древнеримского слова «календа», обозначавшего первые дни каждого месяца. В народе считали, что именно тогда, когда солнечный свет начинает прибавляться, лучшее время для пожеланий на будущий год. Молодежь наряжалась в личины, маски, «машкерадные» одежды и толпой ходила по улицам. При этом распевали специальные песни — колядки, в которых прославляли Новый год, солнечное тепло, и желали хозяевам обильного урожая, приплода домашнего скота и благополучия в семье. Обычно ребята и молодые парни набирали с собой зерна и заходили в избы. Рассеивая его по углам или обсыпая им стены, пели:
Засей, Боже! Зароди, Боже! Жито, пшеницу! Всякую крупицу!
В поле колосисто, В доме пирожисто!
В ответ хозяева одаривали ребят новогодними пирогами и сладостями.
Хозяйки подбирали с полу рассыпанные колядовщиками зерна и хранили их до посева как залог будущего урожая. Вершиной святочных праздников была общесемейная трапеза. На стол ставили обрядовые кушанья: кутью (круто сваренную кашу из ячменной или пшеничной крупы), блины, овсяный кисель — и клали ложки не только по количеству членов семьи, но и на каждого из умерших в прошлом году родственников. Начинали ужин с молитвы и поминовения усопших, а когда подавали кутью, хозяин выходил на порог и приглашал к столу души умерших. Для них откладывали в отдельную посуду понемногу от каждого кушанья и оставляли на столе на ночь.
Народное слово о январе
• Январь — темная зорька года.
• Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.
• Январь трещит — лед на реке впросинь красит.
• Растет день в январе — растет и холод.
• Январь дрова в печку подкладывает.
• Январь — весне дедушка.
Народные приметы в январе 1 января.
На Новый год тепло и снег — лето теплое и дождливое.
6 января. Сильные морозы сулят надежный урожай.
13 января. Когда звезд много — к ягодам, как звезд не будет, так и ягод сей год не будет.
21 января. Подует ветер от Киева (с юга) — посулит грозное (грозовое) лето.
22 января. Ясная погода сулит хороший урожай.
25 января. Татьянин день.
Проглянет солнышко—к раннему прилету птиц, снег — лето будет дождливое.
28 января. Если ветрено, год будет сырой. |